пятница, 27 июля 2012 г.

Снизятся ли пошлины на иномарки при вступлении в ВТО?


Теоретически, пошлины должны быть снижены уже в августе этого года на вполне ощутимые 10%, но российское правительство, конечно, так просто не сдаст отечественный автопром.
По мере приближения момента ратификации пакета соглашений о присоединении России к ВТО (а это, предварительно, июль 2012 года) все более заметной становится озабоченность отечественных производителей и правительства условиями предстоящей конкуренции в отдельных секторах. Чаще всего речь заходит об автомобилестроении.
car vto
Согласно условиям присоединения, импортная таможенная пошлина на легковые автомобили должна в целом снизиться с первоначального уровня связывания (то есть ставки, при которой происходит присоединение к ВТО) 25% до конечного уровня связывания 15% за семь лет. Это наиболее продолжительный переходный период, по сравнению с другими товарными позициями. При этом начало переходного периода отсчитывается с 13-го месяца после вступления в силу пакета документов по присоединению к ВТО, а собственно понижение уровня пошлины начнется лишь с пятого года переходного периода. Таким образом, у автопрома в запасе еще около шести «спокойных» лет. Но есть дополнительные нюансы.
Как было сказано, снижение начнется с уровня 25% . Однако действующая пошлина на легковые авто сейчас составляет 30% и даже 35% для отдельных категорий. Куда денутся эти 5–10 дополнительных процентных пунктов? Они исчезнут сразу в день вступления в силу пакета соглашений по присоединению (ориентировочно – в августе этого года). Дело том, что наши переговоры по доступу на рынок товаров были в основном завершены еще в конце 2006 г. В то время действующая пошлина была 25%, т.е. она не отличалась от первоначального уровня связывания, о котором договорились. Однако позднее случился мировой экономический кризис. Россия, не будучи в тот момент формально связана правилами ВТО, решила повысить уровень тарифной защиты на наиболее чувствительные товары, в частности, на легковые автомобили. В результате импортные таможенные пошлины на них выросли до 30–35%. Между тем, мало кто знал и понимал, что это повышение носило временный характер. Сейчас это приходится осознать всем.
То есть определенное скачкообразное понижение пошлин на легковые авто все-таки произойдет. Поэтому уже сегодня вполне актуально звучат предложения по дополнительной защите национального автопрома в связи присоединением к ВТО. Изыскать способ такой защиты, не выходя за рамки правил ВТО, не всегда просто.
Одним из возможных вариантов представляется введение так называемого утилизационного сбора. Как известно, в начале апреля премьер В.В.Путин дал поручение правительству в течение месяца проработать вопрос о введении такого сбора как с иностранных, так и с российских автопроизводителей.
Утилизационный сбор продиктован заботой об окружающей среде, и его давно применяет ряд развитых и развивающихся стран. В нашем случае он должен будет выполнять еще и дополнительную протекционистскую функцию. В этих целях планируется, что иностранные производители, ввозящие автомобили в РФ, будут платить сбор «живыми» деньгами, а российские – предоставлять соответствующие гарантии утилизации. Предполагается и введение соответствующей шкалы утилизационных сборов на разные автомобили в зависимости от класса и возраста. Таким образом, становится понятным, что сбор будет взиматься по-разному с отечественных и иностранных автомобилей, и, разумеется, эта разница будет в пользу первых. Насколько эффективной окажется такая дополнительная защита отечественного автопрома с учетом предстоящего понижения пошлин, сказать пока трудно. Если, к примеру, утилизационный сбор составит порядка 5% стоимости автомобиля, то это вряд ли отразится на покупательском спросе. Если же размер этого сбора окажется для иностранных компаний существенно более заметным, чем для российских, то могут возникнуть проблемы.
Дело в том, что главная цель и смысл деятельности ВТО заключаются в стремлении к поддержанию справедливой конкуренции. Если в случае с утилизационным сбором иностранцы окажутся явно в дискриминационном положении по сравнению с российскими производителями, то они будут вправе предъявить правительству РФ свои претензии, сославшись на нарушение принципа справедливой конкуренции.
Утилизационный сбор не единственная инициатива, направленная на дополнительную защиту отечественного автопрома после присоединения к ВТО. Так, Минпромторг выступил недавно с предложением обнулить железнодорожный тариф на перевозку автомобилей российской сборки на расстояние более 3000 км. Однако вряд ли такая инициатива будет поддержана в правительстве, ибо она противоречила бы как нашим обязательствам в рамках ВТО, так и нормам ЕЭП.
Вместе с тем, в настоящее время в правительстве РФ продолжается интенсивная работа, направленная на выработку мер по снижению рисков для отдельных секторов бизнеса после присоединения к ВТО. Она должна быть завершена в ближайшее время – до ратификации Госдумой пакета документов по присоединению. Возможные меры могут включать защиту рынка (антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные меры), преференции российским производителям в госзакупках, незапрещенные ВТО субсидии и др. Все принимаемые меры не должны выходить за рамки правил ВТО. Есть и еще одна чисто внутренняя проблема. Претендентов на получение дополнительной помощи от правительства, вполне вероятно, окажется больше, чем реально нуждающихся в ней. Поэтому на сей счет первый вице-премьер И.Шувалов уже уточнил, что правительство намерено поддержать лишь тех, чьи временные потери будут обусловлены именно возросшей конкуренцией в связи с присоединением к ВТО, а не какими-либо иными причинами.
Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Источник: http://провэд.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий