понедельник, 9 июля 2012 г.

Проблемы и задачи логистики в России, мнение эксперта


Реально логистика в России начала развиваться как специальность с 2000 года.
Общее состояние логистики в России. Сегодня принято говорить, что логистика в России развивается достаточно медленно, существует много барьеров, много проблем развития логистики, это:
  • недостаток инвестиций,
  • отсталая, морально и физически изношенная инфраструктура,
  • отсутствие сформированного рынка 3PL провайдеров (примечание: 3PL провайдеры - это профессиональные люди из Вашего кластера),
  • недостаточная квалификация персонала,
  • недостаточный уровень нормативной базы,
  • отсутствие достоверности статотчетности.

Анализ Всемирного банка.
Если брать индекс Logisticperformanceindex (LPI) 2010 года, который был посчитан специалистами-экспертами Всемирного банка, то Россия среди стран 155 участников стоит на 94 месте с общим индексом 2,61. Германия на первом месте – 4,11, рядом с нами Украина, Молдова, Грузия и Киргизия, Азербайджан. Что входит в структуру интегрального рейтинга LPI:
  • таможня - т.е. прохождение таможенных процедур,
  • инфраструктура – качество логистической транспортной инфраструктуры, отгрузки,
  • компетентность – уровень компетентности персонала, контроль и способность отслеживания поставки, логистические издержки, своевременность доставки, т.е. надежности поставок.
Если брать индекс LPI 2007 года и индекс LPI 2011 года, то в 2011 году Всемирный банк внес некоторые изменения в расчет индекса и убрал логистические издержки. Почему были убраны логистические издержки – потому что оказалось, что по многим странам просто не собрать статистику по логистическим издержкам, она настолько недостоверна, что решили в этом индексе сделать корректировки. Если брать индекс 2007 года, то соотношение России и Германии говорит само за себя, т.е. Германия 4,3,4,3,5 места по всем составляющим индекса. Россия –136, 93, 94, 83 и так далее. Интересная вещь, логистические издержки здесь 135 место Германия и 131 – Россия. Это удивительная вещь, но скорее всего, просто потому, что мы в России не знаем достоверность статистики по нашим логистическим издержкам.
Позиционирование России с коллегами по СНГ, с нашими странами, которые входили раньше в Советский Союз: Россия и Украина где-то может быть и рядом находятся друг с другом, Как вырвался Казахстан – если в 2007 году Казахстан занимал по интегральному индексу 133 место, в 2010 – 62, т.е. сразу на половину практически он поднялся в рейтинге. Это говорит о том, что в Казахстане ведется целенаправленная государственная политика по развитию логистики. Позиционирование логистики по групповым индексам. Здесь сравнение, конечно, все не в пользу России:
  • таможня – 115 место,
  • инфраструктура логистическая - 83 место,
  • отгрузки – 96 место,
  • качество и компетентность – 88,
  • контроль – 97,
  • своевременность – 88,
Вывод: по всем параметрам Россия находится в числе аутсайдеров.
Сравнение рынков транспортно-логистического сервиса.
Если мы говорим об услугах в среднем в мире, пропорциях в составе общего количества услуг, то в мире и в России показатели, соответственно, следующие: транспортно-экспедиционные услуги – среднемировая оценка – 69%, Россия – 97, т.е. практически наши услуги являются услугами по транспортировке и экспедированию и практически вся наша логистика – это комплексное складирование и дистрибьюция, управленческая, занимает у нас всего лишь 3% от общего состава услуг.
В промышленно развитых странах эта комплексная логистика, включающая складирование и дистрибьюцию - 19%, управленческая логистика – 19%. Нельзя не соотносить развитие логистики в России с общемировыми глобальными тенденциями – это глобализация деятельности компаний-клиентов, это транснациональные цепи поставок, это укрупнение логистических компаний за счет сделок слияния и поглощения, рост информационных технологий, концентрация на законченных комплексных решениях по управлению цепями поставок, интенсивное развитие мультимодальных технологий перевозок и увеличение 3PL провайдеров в общем составе услуг операторов.
Затраты.
ВВП России в 2010 году составил 44500 миллиардов рублей. Если в среднем предположить - а оценки колеблются от 12% до 35%, - если в среднем у нас логистические издержки составляют 20%, то это примерно 8 900 миллиардов рублей, если мы снизим хотя бы на 1% логистические издержки, то мы бы получили экономию около 445 миллиардов рублей в год. Транспортная составляющая – если брать среднюю составляющую транспортных издержек в структуре затрат, до 178 миллиардов рублей.
Структура рынка транспортно-экспедиционных услуг. 
Основная доля услуг – это транспортно-экспедиционная деятельность. 53-54% - это рынок железнодорожных грузоперевозок, и где-то примерно следующий за ним – это рынок организации грузоперевозок, экспедиторские услуги и рынок прочей вспомогательной деятельности. Структура рынка в России в основном - это железнодорожные грузовые перевозки по процентам, по удельному весу. Если говорить о развитии логистики, то нужно обязательно соотносить с Транспортной стратегией России, которая предусматривает формирование транспортной сети, ликвидацию диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры, организацию приоритетных инфраструктурных проектов, развитие опорной сети на принципах национальных транспортных коридоров и стыковку национальных коридоров с МТК. Стратегические задачи Транспортной стратегии на период до 2030 года в целом определены (примечание, аналитический отдел НП «ПРОВЭД» в дальнейшем осветит этот вопрос).
Как видится развитие инфраструктуры в разрезе нашей Стратегии транспортного комплекса до 2030 года. Прежде всего, это развитие общей логистической инфраструктуры в транспортных узлах и создание опорных сетей логистических центров. Причем, необходимо очень внимательно рассматривать иерархию построения и оптимизацию логистической инфраструктуры, иерархия эта такова - прежде всего, верхний уровень транспортно-логистические кластеры, это федеральный уровень, второе  - региональный уровень, региональные транспортно-логистические системы, транспортные узлы как основа формирования логистической инфраструктуры, третий уровень – логистические технопарки, логистические центры, это уже территория, город. И вот эта система, начиная от кластеров через региональные транспортно-логистические системы, логистические центры, является тем каркасом, на который необходимо обращать внимание при развитии логистики.
Классификация услуг. 
В основном понимаем перевозку, перевалку, соединение, стыковку разных видов транспорта в логистическом центре и все. Между тем, сегодня перечень услуг логистического центра включает: операционные услуги, информационно-аналитические и консалтинговые услуги, услуги 4PL уровня и торгово-посреднические, дистрибьюторские услуги, прочие услуги.
Если сегодня взять  все типы логистических центров, то их можно специализировать по видам и типам услуг, которые они оказывают. При этом, если операционно-логистические услуги – а наши центры сегодня - то, что мы называем логистическими центрами - пополняют комплекс операционно-логистической деятельности, и это, то, что здесь перечислено – транспортировка, складирование, разработка, таможенное оформление, страхование, упаковка и переупаковка, то они могут выполняться компаниями, которые добавляют эти услуги для клиента в центре, находясь на локальной зоне. Поэтому клиенту удобно работать, сокращать транзакционные затраты, либо мы передаем это  3PL провайдерам, которые все это делают, но это уже одна компания, т.е. сегодня у нас концентрация услуг операторов в центрах разная, т.е. она может быть построена на принципе, когда много компаний работает, и тем самым мы поддерживаем малый и средний бизнес.
В чем еще преимущество логистических центров – поддержание малого и среднего бизнеса, много компаний могут быть сосредоточены в узле и оказывать клиенту добавленные услуги, услуги добавленной стоимости. Либо мы говорим о том, что я хочу получить комплексное обслуживание, но я ее уберу от 3PL провайдера, например, DHL. Мы должны понимать, что на самом деле сегодня классификация услуг логистических центров очень много значит.
Провайдеры – кто это такие? 
Вчера для промышленно-развитых стран производитель или клиент работал с транспортными компаниями, экспедиторами, логистическими консультантами, IT-компаниями. Сегодня большинство промышленно-развитых стран работают по схеме управления цепями поставок: 3PL провайдеры - IT-консультанты – логистические консультанты, в свою очередь 3PLпровайдеры подбирают узкофункциональных логистических партнеров: перевозчиков, экспедиторов, складских операторов, таможенных представителей, страховые компании и так далее. Перспективное направление работы логистических центров и вообще идеология операционной работы сводится к тому, что в 4PL компании 4 уровня, 4PL компании являются системными интеграторами и управляющей компанией в логистическом центре, и далее подбирают всех остальных контрагентов, кроме логистических консультантов. Вот сегодня идеология развития, например, логистики в Германии. Это схема развития логистики в Германии, а Германия сегодня занимает первое место в мире по развитию логистики.
Подготовка кадров. 
Почему подготовка кадров – потому что сегодня, к большому сожалению, сегодня в логистике в России колоссальные ножницы между выпущенными квалифицированными, т.е. имеющими диплом, логистами и потребностью в них бизнеса. Пример: в Москве по данным аналитических компаний сегодня около 31 тысячи компаний, которые имеют логистическую службу – департаменты, дирекции, отделы и т.д. Сегодня всеми ВУЗами, которые имеют лицензию по логистике и управлению цепями поставок,  выпущено около 1700 человек, 1700 на всю Россию дипломированных логистов, т.е. разрыв колоссальный просто, этот разрыв не преодолеть в какое-то обозримое время, поэтому здесь первоочередной задачей, является подготовка кадров. УМО по логистике было создано в 2000 году, пережили три поколения стандартов. Первый стандарт был в 2000 году, второе поколение стандартов в 2006, лицензию по специальности «Логистика и управление цепями поставок» сегодня имеют 17 российских ВУЗов, на 1 января 2011 года было выпущено 1700 логистов. Правильно говорить «логист», не «логистик», если говорить уже о квалификации персонала, то правильно говорить «логист» и это квалификация персонала. Начиная с 2009 года в России перешли на систему бакалавр-магистр и здесь мы потеряли специальность, потому что теперь специальность 080506 упразднена, а логистика стала профилем в менеджменте. То есть сейчас по логистике будут готовить, бакалавров по этой специальности, а что такое профиль – это 50 часов общего менеджмента стратегического, 50%, и около 40% с небольшими еще довесками подготовка бакалавра. Значит, будем выпускать «полуфабрикаты», которые никому не будут нужны.
Сегодня колоссальная проблема заключается в том, что для того, чтобы готовить нормальных специалистов по логистике, мы должны иметь отдельное направление от менеджмента.
Аналитический отдел НП «ПРОВЭД», эксперт Сергеев В.И., ГУ-ВШЭ 
Источник: http://провэд.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий